Стоп, мошенники!
Ежедневно каждый человек использует множество разнообразных высокотехнологичных устройств – пластиковых карт, мобильных телефонов, компьютеров. Регулярно появляются новые модели, программы и сервисы. Одновременно с развитием таких устройств появляются соответствующие виды мошенничества, позволяющие обмануть и присвоить денежные средства граждан. Жертвами преступников становятся люди различных социальных групп, профессий и возрастов.
Как уберечь себя от мошенников, что делать, если это вдруг произошло, вы сможете узнать, пройдя по ссылке: Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, дистанционные хищения с использованием информационнотелекоммуникационных технологий стремительно набирают силу.
Основные известные схемы телефонного мошенничества:
1. Случай с родственником. Мошенник представляется родственником (знакомым) и взволнованным голосом по телефону сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления (совершил ДТП, хранил оружие или наркотики, нанёс тяжкие телесные повреждения). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз «помогал» людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас деньги необходимо привезти в определенное место, передать какому-либо человеку, либо перевести на счет (абонентский номер телефона).
2. Розыгрыш призов (это могут быть телефон, ноутбук, автомобиль и др.). На телефон абонента сотовой связи приходит смс-сообщение, из которого следует, что в результате проведенной лотереи он выиграл автомобиль. Для уточнения всех деталей потенциальной жертве предлагается посетить определенный сайт и ознакомиться с условиями акции, либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров. Во время разговора по телефону мошенники сообщают о том, что для выполнения необходимых формальностей (уплаты госпошлины, оформления необходимых документов, оплаты за комиссию перевода) счастливому обладателю новенького автомобиля необходимо перечислить на счет указанную ими сумму, а затем набрать определенную комбинацию цифр и символов, якобы для проверки поступления денег на счет и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции, счет обнуляется, а мошенники исчезают в неизвестном направлении. Если вы узнали о проведении лотереи только тогда, когда «выиграли» автомобиль, если вы не заполняли заявку на участие в ней либо каким-либо другим способом не подтверждали свое участие в розыгрыше, то, вероятнее всего, вас пытаются обмануть. Будьте осторожны!
3. SMS-просьба. Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер не доступен, положи на него определенную сумму и перезвони». Человек пополняет счёт и перезванивает, телефон по-прежнему не доступен, а деньги вернуть уже невозможно.
4. Телефонный заказ от руководителей правоохранительных и государственных органов власти. На телефон абонента (предпринимателя, руководителя объекта общественного питания, торгового центра либо их сотрудникам и др.) поступает звонок от правонарушителя, который представляется одним из руководителей правоохранительных органов (прокуратуры города и др.) и просит пополнить счет его телефона, дополнительно к этому просит, например, забронировать столик в ресторане и сообщает, что по приезду на объект рассчитается. Не дожидаясь приезда якобы должностного лица, руководствуясь принципом уважения и доверия к руководителю названной должности в правоохранительных органах, потерпевший переводит через терминал банка, либо через иные финансовые услуги денежные средства в указанной сумме.
5. Платный код. Поступает звонок, якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода. денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
6. Штрафные санкции оператора. Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.
7. Ошибочный перевод средств. Абоненту поступает SMS-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет, при этом просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом». В действительности деньги не поступают на телефон, а человек переводит свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа. Кроме того, существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все средства.
8. Предложение получить доступ к СМС-переписке и звонкам абонента. Учитывая склонность некоторых граждан «пошпионить» за близкими и знакомыми, злоумышленниками используется следующая схема мошенничества в сети Интернет: пользователю предлагается изучить содержание смс-сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 рублей на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента. После того, как пользователь отправляет смс, с его счета списывается сумма гораздо больше той, что была указана мошенниками, а интересующая информация впоследствии так и не поступает. Банковские пластиковые карты – способ совершения преступления Банковские пластиковые карты каждый из нас использует в повседневной жизни. Они упрощают процесс оплаты, а главное – являются дополнительной защитой для денежных средств, ведь украденная карта бесполезна, если не знать PIN-код. Но безопасность средств, хранимых на банковском счете, зависит в первую очередь от того, соблюдает владелец правила пользования картой или нет. Небрежное обращение с картой работает на руку мошенникам, которые постоянно изыскивают новые способы обмана владельцев карт.
Основные правила безопасности для владельцев пластиковых карт.
1. Никогда и никому не сообщаете PIN-код карты, не пишите его на карте или другом носителе, не храните его рядом с картой. Выучите PIN-код.
2. Для оперативного получения информации об операциях по расчетному счету подключите на телефоне услугу «СМС-оповещение».
3. Обратившись в обслуживающий Вас банк, установите лимит (дневной) снятия наличных денежных средств с карты.
4. Не стесняйтесь закрывать от посторонних клавиатуру банкомата во время ввода PIN-кода.
5. Снимайте денежные средства и производите операции по карте в банкоматах, которые расположены в офисах банка, рядом с ними, или находящимися в государственных учреждениях, крупных торговых центрах и т.д. Банкомат не должен выглядеть подозрительно. Обратите внимание на то, не прикреплены ли к нему какие – либо дополнительные устройства, не имеются ли на экране дополнительные инструкции, надписи и др.
6. Не пользуйтесь советами третьих лиц и не прибегайте к помощи незнакомцев при возникновении проблем в работе с банкоматом. В таком случае необходимо сразу же позвонить в службу поддержки клиентов банка, телефоны которой, как правило, указаны на банкомате.
7. Не передавать карту другим лицам, все операции с картой должны проводиться на Ваших глазах. В торговых точках, ресторанах и кафе все действия с пластиковой картой должны происходить в Вашем присутствии. В противном случае мошенники могут получить реквизиты карты и при помощи специальных устройств использовать их в дальнейшем для изготовления подделки.
8. Пользуясь картой в сети «Интернет», внимательно относитесь к своевременному обновлению антивирусной программы. Не совершайте покупки на подозрительных сайтах, обращайте внимание на поддержку сайтами технологии 3D-Secure. Не держите на карте, которую используете для платежей в сети «Интернет», крупную сумму. Для совершения покупки дистанционно лучше оформить отдельную карту или выпустить «виртуальную карту».
9. Если карта утрачена или есть подозрения, что данные карты стали известны третьему лицу, незамедлительно позвоните в банк и заблокируйте карту. Если Вы подключены к сервису «Мобильный банк», то блокировку можно сделать при помощи направления SMS-уведомления.
10. Не сообщайте данные карты, персональные данные, коды, сведения, содержащиеся в SMS-уведомлениях, посторонним лицам. Не давайте никому доступ к Вашей карте через онлайн-банкинг.
11. Регулярно меняйте PIN-код Вашей карты. Особенно после заграничных поездок или снятия денег в подозрительных местах. Только Ваша бдительность и внимательность поможет Вам не стать жертвой преступления!